Доктор Анг Пенг Тиам
для серии статей “Позаботьтесь о своём организме”
Директор по лечебной работе онкологического центра Парквэй занимается лечением онкологических больных почти 20 лет.
В 1996 году он получил Сингапурскую национальную премию по науке за выдающийся вклад в медицинские исследования.
Недавно он опубликовал книгу с историями о больных “Доктор, у меня рак. Вы можете мне помочь?”, которая была переведена на четыре языка.
Читайте между строк
Пациент с раком поджелудочной железы сказал мне: «Но я даже не пью газировку.»
Этот мужчина, у которого рак терминальной стадии, недавно прочитал статью в газете, которая открыла старую душевную рану.
Даже находясь на последней стадии жизни, он борется со своей болезнью.
В статье, на которую он ссылался, было написано, что по данным исследования, у людей, которые пьют более 2 банок газировки в неделю повышен риск возникновения рака поджелудочной железы.
Исследование проводилось среди 60524 китайцев в течение 14 лет. На начальном этапе, люди проходили итервью, где им задавали вопросы, касающиеся обычной жизни, состояния здоровья, семьи, привычек и т.д.
В анкету были включены вопросы диеты.
Через 14 лет 140 людям, которые не болели раком в начале исследования поставили диагноз рак поджелудочной железы. Из этих 140 человек 18 пили более 2 банок газировки в неделю, 12 пили менее двух банок в неделю и 110 вообще не пили газировку.
Результатом исследование стало заключение, что потребление более 2 банок газировки в неделю приводит к развитию рака поджелудочной железы.
Данные, конечно, интересные, но общее количество заболевших раком поджелудочной железы в сравнении с количеством человек очень мало. Было подтверждено только 140 случаев рака поджелудочной железы за более чем 10-летнее исследование. И только 18 человек и 140 пили более двух банок газировки в неделю.
Таким образом, если мы внимательно вчитаемся, то может показаться, что все исследование строится на этих 18 пациентах. Разница в 2 и 3 случая и статистика уже будет значительно отличаться.
Какие выводы можно сделать из этого? Конечно, я сомневаюсь, что 2 банки газировки в неделю приводят к раку поджелудочной железы.
В США было проведено исследование среди 1258 пациентов с раком поджелудочной железы. Результаты исследования были опубликованы в американском журнале питания в 2008 году, где говорится, что нет никакой зависимости между газировкой и раком поджелудочной железы.
Я считаю, что результаты последнего исследования, в котором представлено больше случаев рака поджелудочной железы, являются более надежными.
Бессомненно, исследование причин возникновения рака очень важно. Но в конце концов, предотвращение рака лучшее, чем излечение (особенно в случае рака поджелудочной железы, где шансы на излечение практически равны нулю). Большинство людей захотят поменять свой стиль жизни, что приводит к снижению риска возникновения рака.
Довольно часто пишут о причинах, вызывающих рак, они довольно обширны, начиная с зажареного мяса и заканчивая долгим использованием мобильного телефона, теперь вот газировка. Такие открытия часто сопровождаются освещением в СМИ.
Результаты исследования газировки были опубликованы в начале этого месяца, и почти сразу же о них рассказали в местных СМИ.
СМИ сосредоточились на выводах авторов без малейшей попытки описать детали. Несколько тысяч слов, графиков, ссылок были заключены в несколько сот слов.
В этом конкретном случае я не защищаю употребление газировки. Даже если ее употребление не повышает риск возникновения рака поджелудочной железы, то большое потребление газировки ведет к ожирению и сопутствующим заболеваниям.
Но что меня больше всего раздражает, так это появление информации о новых технологиях в лечении. При нескольких случаях успеха рапортуется о больших успехах. Если мы оглянемся назад, то можем увидеть, сколько из таких прорывов было принято в качестве признанных стандартов лечения.
Однако, мы не можем винить только СМИ. Ученые, доктора и фармацевтические компании должны ограничивать этот шум. Пациенты тоже должны разграничивать надежду с реальностью. В вопросах онкологии, с загадками человеческого организма, порой мы должны понимать, что несмотря на количество пациентов, за которыми мы наблдаем, несмотря на сложные статистические модели, у нас просто нет ответов на все вопросы.
This article first appeared in "Mind Your Body", a Straits Times Supplement.